Разговор об индийских сари нельзя вести без рассказа о замечательных тканях, которые производят в этой стране, с незапамятных времён известной своими удивительными мастерами текстильного дела. Текстильная промышленность активно развивается в различных индийских штатах и служит одной из главных составляющих экономики этой загадочной страны. Недаром первое, что сделали английские колонизаторы, когда оккупировали земли Индии наладили вывоз ценнейших тканей. Англичане заставили коренное население работать на британские мануфактуры, а самим индийцам насильно навязали собственную английскую тканую одежду, чтобы подорвать внутренний рынок порабощённой страны. Однако теперь времена изменились, Индия давно уже избавилась от британского владычества, а правительство поддерживает и всячески поощряет местных производителей. Сейчас изделия индийских мастеров играют важное значение не только на национальном, но и на общемировом рынке. Многие известные модельеры включают индийские ткани в свои композиции.
Вместе с огромными гигантами текстильной индустрии фабриками, оснащёнными по последнему слову техники в Индии по-прежнему уживаются старые формы производства тканей, основанные на ручной выделке, причём сари, изготовелнные ручным способом, ценятся гораздо выше фабричных.
Искусство ткачей развивается в Индии с незапамятных времён. Ткачи образуют особую гильдию, которая ведёт свою родословную с легендарных времён, от божественных прародителей. При этом каждый штат имеет свой неповторимый стиль, историю, традицию; кроме того, в разных штатах отдают предпочтение разным видам ткани. Крепдешин, жоржет или шифон характерны для Карнатаки, а в Керале используют хлопок или шёлк кремового цвета, в то время как штат Ассам известен своим шёлком под названием Муга. Особняком среди всех производителей шёлка стоит штат Варанаси. Именно здесь выпускают ткани, в основе которых лежит сочетание шёлковых нитей и золотых и серебряных проволочек. Амру, Джамдани, Джамвар, Наваранги все эти названия очень известны и служат залогом высокого качества и удивительной красоты.
В Мадхья Прадеш работают мастера известных школ, таких, как Чандери, Махешвари, Туссар, а Гуджарат славится своими сари Патола. Контрастные сари Пайтани выпускают в Махараштре, а Орисса знаменита своими сари Самбалпури. Считается, что уважающая себя женщина Индии должна иметь в своём гардеробе по крайней мере по одному сари из каждого региона Индии, а также обязательно простое неказистое сари из хлопка для повседневных нужд.
Удивительно точно о сари написал великий Карл Густав Юнг: “Это наиболее нарядный и выдержанный в определённом стиле и в то же время разумный способ одеваться, когда-либо придуманный женщиной… Мир много потерял бы, откажись индийские женщины от своей национальной одежды. Индия… практически единственная цивилизованная страна, где на живом примере видишь, как женщины могут и должны одеваться”.