В Вишну Дхармотарпуран Маркандейя Муни рассказал Ваджре об изобретении танца. Этот рассказ получил название Нриттсутра.
Давным-давно, когда все закончилось после пралья (дня, когда жизнь на Земле прекратилась), из пупа Вишну вырос лотос. На этом лотосе восседал бог Брахма. Одновременно были созданы боги и данавы. Два данава — Мадху и Кайтабх — взяли у Брахмы Веды и спрятали их, чтобы никто не смог помочь богам.
Брахма помолился Вишну и получил его благословение. Вишну предложил Брахме изложить свою просьбу. Брахма сказал: «Эти четыре Веды — мои глаза, без них я не могу видеть. Будь милостив, принеси мне их». Вишну встал со спины змея Шеша и стал ходить по дну океана.
Лакшми поразилась, когда увидела, что Вишну не просто идет, но движется самым изящным образом. Вишну превратился в Ашвашира (человека с головой лошади) и отправился в Патал Локу (мифическая область под дном моря). Мадху и Кайтабх увидели Ашвашира и погнались за ним, чтобы его убить. Ашвашир убил их обоих и принес Веды богу Брахме. Когда он вернулся к Лакшми, она сказала: «О, мой господин, расскажи мне, пожалуйста, о том, как ты ходил по дну моря. Я испытала неизмеримое удовольствие, наблюдая за твоими прекрасными движениями! Будь так добр, объясни их мне!» Вишну ответил: «Это ангхар и каран — телодвижения, называемые танцем. Кто будет молиться мне при помощи танца, тот достигнет мокши (состояния, когда душа перестает возвращаться на землю и остается в небесах)».
Бог Вишну показал ангхар и каран Брахме и попросил его изложить их суть. Брахма научил им Бхарату Муни.
Бог Шива — исполнитель космического танца. Согласно Ведам, он является и творцом танца. Он танцует каждый вечер. Все боги принимают участие в этом танцевальном представлении, аккомпанируя танцу. Брахма задает тал, Вишну играет на мриданге, богиня Сарасвати играет на вине, Солнце и Луна играют на флейте. Все апсары и киннары (небесные танцоры и музыканты) исполняют свои музыкальные партии, Нанди играет на дамру, Бхринги — на мадале, а Нарад поет.
Земля приводится в движение ногами Шивы, а космос, планеты и звезды движутся, подчиняясь движениям его рук. Поэтому в Ведах сказано — нритьямям джагат, что значит «природа полна танца».
Однажды демон Трипурасур очень навредил богам и завладел всей их собственностью. Всем богам пришлось жить в дремучих лесах и пещерах. Но и тогда он не успокоился и продолжал притеснять их. Все боги отправились к Брахме, который вместе с ними пришел к Вишну. Вишну сказал, что только бог Шива может убить демона, после чего все они явились к богу Шиве и попросили его помочь им, умертвив Трипурасура. Шива согласился. Исполненный гнева, он отправился на поиски демона. Увидев демона, он принялся яростно танцевать и отрезал ему голову своим трезубцем. Его танец был полон энергии, гнева и вдохновения; он обучил этому танцу своего любимого ученика Танду, который был также известен как Нандикешвар.
Танду распространил этот танец, получивший название Тандав. Бхарата Муни подготовил драму «Трипур Да» и исполнил ее на горе Кайласа перед богом Шивой по повелению Вишну. Шиве очень понравилось представление и он попросил Танду научить Бхарату Муни танцу Тандав, чтобы его драма стала еще более совершенной.
В то же время Парвати, жена бога Шивы, танцевала изящный и нежный, полный любви танец, чтобы ублажать и успокаивать бога Шиву. Этот танец называется ласья. Парвати научила ему Ушу, дочь Ванасура, великого почитателя бога Шивы. Уша была женой Анируддхи, внука бога Кришны. Благодаря ей этот танец распространился среди людей. Кришна также положил начало расе, которая является основой натвари нритья в катхаке.
Ранее танец использовался в ритуалах и пудже; это были религиозные танцы, как правило исполнявшиеся по особому поводу в самом храме или рядом с ним определенными людьми или теми членами общины, которые выделялись святостью и чистотой среди обычных людей. Эти танцы исполнялись, чтобы доставить радость богу, в их основе лежали некоторые истории из Рамаяны, Махабхараты или из других священных книг. Исполнители этих танцев назывались бхараты, наты, кушилавы, чараны, или катхаки.
В древности музыканты и танцоры были прекрасными математиками. Они с легкостью могли просчитать, как уложить сложнейшую танцевальную композицию в определенный ритмический отрезок. В индийской религии танец играет важную роль. В индуизме существуют три категории верующих:
«Шайва» — те, кто поклоняются Шиве.
«Вайшнава» — те, кто верят в Вишну и его инкарнации.
«Шакат» — те, кто поклоняются Шакти, инкарнации богини Парвати.
Создателем танца считается бог Шива1 , одно из его имен — Натараджа означает «Царь танца». Его космический танец символизирует творение, существование и разрушение мира. Кришна (инкарнация бога Вишну) и супруга Шивы Парвати также известны как искусные танцоры.
Танец имеет свойство быть занимательным для ума. Поэтому люди используют танец не только как форму почитания божества, но и просто танцуют для собственного удовольствия. Земные цари являются представителями Бога, поэтому танец использовался для ублажения царей.