Натьяшастра

«Натьяшастра», создание которой приписывается Бхарату Муни, является, наверное, самой знаменитой и подробной работой, посвященной театральному искусству, теории драмы и музыки Индии. Написанная между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э., «Натьяшастра» описывает танец древнего царства Одхра-Магадха, которое включало в себя Калингу и Одхру (территория современного штата Орисса) и которое славилось драматической экспрессией, или абхинаей.

Рельефы с изображением танцоров и музыкантов на стенах пещеры Рани-Гумпха появились еще до создания «Натьяшастры», в которой дается подробное описание высокоразвитого театрального искусства Индии.

Как бы ни проходило развитие танца в последующие, совпавшие с распространением буддизма в восточной Индии столетия, начиная с 7 века, изображения танца начинают появляться на стенах большинства храмов, посвященных богу Шиве, например в храме Парасурамесвара, стены которого украшают изображения танцующего Шивы. Вслед за ними, изображения божества появляется и в других храмах, где он представлен как Натараджа, или Король Танца.

На стенах храма Парасурамесвара, построенного в 8 веке, можно найти скульптуры в позах танца тандава. В храмах, относящихся к более позднему времени, например Вайтал Деул, тоже есть рельефы с изображением Шивы Натарджи. Внешние стены раннесредневековых храмов, таких как Раджа Рани, украшены танцующими фигурами в замысловатых позах, описанных в «Натьяшастре». К моменту создания храма Конарак стиль танца был уже сформирован, о чем свидетельствуют характерные позы танцоров.

Добавить комментарий