Мохиниаттам один из самых лирических среди классических танцев Индии. Он происходит из штата Керала. Слово «мохини» обозначает красавицу волшебницу, которая соблазняет мужчин для своих целей. «Аттам» обозначает «танец». Таким образом мохиниаттам — это танец волшебницы.
По сравнению с бхаратнатьям, мохиниаттам — медленный, изящный и грациозный танец. В этом танце доминирует ласья.
Самое раннее из известных нам письменных упоминаний о мохиниаттам находится в комментарии на Вьяхавармала. Это санскритский текст, написанный Мазхамангалам Намбодири в XVI в. Другое упоминание о мохиниаттам можно найти в сочинении Гхошаятра, написанном Кунчаном Намбиаром во второй половине XVIII в.
Как и бхаратнатьям, мохиниаттам связан с традицией девадаси. Большая заслуга в обновлении и возрождении этого стиля принадлежит Махараджу Сватхитируналу и известному поэту Валлатхолу Нараяне Менону. Традиция этого танца продолжалась благодаря помощи двух опытнейших учителей, Гуру Кальянкутти Амма и гуру Сатьябхама. Гуру Кальянкутти Амма проводил частные уроки, а гуру Сатьябхама был главой Керала Каламандалам.
В то время как такие стили как бхаратнатьям и одисси приобрели национальное и международное значение, мохиниаттам оставался в стороне. Этому было несколько причин.
Керала — штат, богатый различными танцевальными стилями. Тамил Наду известен как родина бхаратнатьям, штат Орисса — стиля одисси, а в штате Керала появились кудияттам и катхакали. Таким образом жители Керала могли совершенствоваться в нескольких стилях танца сразу. Мохиниаттам в этом случае стоял на последнем месте.
Мохиниаттам сохранил свою самобытность благодаря поэту Валлатхолу Нараяне Менону, который был одним из основателей института Каламандалам. Но даже в Каламандалам преподаванию катхакали и кудияттам уделяли значительно больше внимания.
Довольно долго никто не воспринимал мохиниаттам как сценический танец.
Репертуар мохиниаттам был очень похож на репертуар бхаратнатьям. Для мохиниаттам была адаптирована музыка карнатик (музыкальная система южной Индии), в то же время никто серьезно не занимался сопана сангитам (музыка штата Керала), хотя она более всего подходила для мохиниаттам.
В основном для мохиниаттам характерны белые костюмы с золотой или цветной каймой. Было не так много попыток сделать костюм более привлекательным для зрителей, хотя существуют историческое подтверждение тому, что раньше танцовщицы мохиниаттам носили цветные одежды.
До сих пор не утихли споры о стиле мохиниаттам, о влиянии на него бхаратнатьям и т.д. Из-за значительного сходства в репертуаре, музыке и костюмах, мохиниаттам считался бледным подражанием бхаратнатьям. Некоторые самодовольные пуристы немало сделали для того, чтобы задержать развитие этого стиля. Такая ситуация помешала многим талантливым молодым танцорам проявить себя в серьезном творчестве в области развития стиля мохиниаттам.
Между тем, мохиниаттам стал постепенно занимать полагающееся ему место на национальной и международной исполнительской сцене. Признано, что музыкальным сопровождением к мохиниаттам должна быть сопана сангитам (музыка штата Керал). Новые танцоры, создавая оригинальные хореографические композиции, многое сделали для того, чтобы освободить этот стиль от слепого следования образцам бхаратнатьям. Аштапади (вид короткого стихотворения), созданный Джаядевом, стал неувядаемым украшением выступлений танцоров мохиниаттам.
Поэт-ученый и театральный драматург Кавалам Нарайана Паниккар предложил новые композиции и выдвинул теоретические обоснования того что следует вернуть мохиниаттам к его собственным истокам и освободить его от имитаций репертуара бхаратнатьям. Такие артисты как Канак Реле и Бхарати Шиваджи взялись воплотить его замыслы в конкретные формы.
Говоря об эстетике стиля, нельзя обойти вниманием его национальное и региональное своеобразие. Прическа танцоров была изменена и приобрела более «керальский» вид, что внесло немаловажный вклад в подтверждение своеобразия мохиниаттам. Эта форма прически была разработана в Каламандалам по инициативе Гуру Каламандалам Саттьябхамы.
Кондакеттал (волосы, собранные в левой части головы и обрамленные гирляндами цветов жасмина) стал общепринятой прической для этого стиля. Такую прическу можно увидеть на любом старинном изображении женщины из Керала, не говоря уже об изображениях придворных дам на картинах Рави Варма. Как правило танцоры мохиниаттам надевают белое одеяние с золотой каймой.
Хотя в настоящее время уже все расы (эстетические категории) используются в композициях мохиниаттам, основной расой этого стиля остаются Шрингара (эротизм) и Бхакти (умиротворенность). Для мохиниаттам характерен ласья — женственный стиль танца. Относительно языка телодвижений в танце можно сказать, что одинаково важным считается как знание того, какие движения должны выполняться, так и того, какие движения не следует выполнять.
По мере того как мохиниаттам стал завоевывать достойное место на национальной и международной сцене, любители искусства и знатоки пришли к пониманию эстетического потенциала и значения стиля мохиниаттам. Мохиниаттам получает давно заслуженное признание на ведущих фестивалях Индии, в особенности за пределами Керала.
Уже с первых минут танца изящные движения танцовщиц мохиниаттам приковывают взгляд своей живописной красотой. Движения, красивые и лиричные, плавно и грациозно перетекают одно в другое. Несмотря на то, что движения танцоров покачивающиеся и мягкие, от танца остается общее впечатление очаровательной грациозности, живости и энергичной стремительности. Длинные изящные руки танцовщиц мохиниаттам напоминают покачивание пальмовых ветвей под дуновением ветра, а телодвижения вызывают у зрителя образ лодки, вздымающейся и опускающейся на морских волнах. Танцовщица мохиниаттам отдает очень много сил танцу, иначе представление потеряет весь свой блеск. Однако энергия тратится осознанно и разумно, чему можно научиться только благодаря самодисциплине, упорному труду и полной преданности (бхакти) искусству.
Жителям штата Керала свойственна простота в одежде, что отразилось в костюме танцовщиц мохиниаттам. Белый цвет встречается чаще всего, поскольку он идеален для жаркого климата. Костюмы для мохиниаттам всегда белые, нередко они украшены красной или золотой каймой. Волосы укладывают в пучок и украшают с левой стороны белыми цветами могры. Шейные украшения называются «чокер» и «касимала» (цепочка из монет). В уши вдевают «тода», круглую серьгу с подвесками, которые называются «джумка». Гримируясь, танцовщица тщательно подводит глаза, это делает ее мимику более выразительной.
В индийской мифологии неоднократно упоминается о том, что бог Вишну принимал форму мохини, чтобы спасти других богов во время их ссоры с демонами. Когда боги добыли из всемирного океана амриту (напиток бессмертия), демоны овладели им. Весь мир наполнился бы злом, если бы демонам удалось воспользоваться амритой. Поняв это, Вишну обратился в прекрасную девушку, мохини. Он смог отвлечь внимание демонов, и похитив амриту вернуть ее богам.
Мелодичный звук колокольчиков, сладкий запах цветов — это божество, несравненная красота, Чарующая богиня, она способна увести ваш разум из этого мира в иной мир — мир красоты и очарования. Ее глаза как цветы лотоса, легкие и грациозные движения ее танца создают атмосферу недостижимой небесной красоты. Младшие божества, верные ее приказаниям, закрывают глаза чтобы дать им покой после лицезрения такой ослепительной красоты. Вот какова мохини, небесная танцовщица, призвание которой — очаровывать.
Несколько десятилетий назад считалось, что в Индии существует только четыре классических танца: бхаратнатьям, катхак, манипури и катхакали. Однако благодаря самоотверженной работе великих учителей, танцоров и ученых, на сцене появились такие стили как мохиниаттам, кучипуди и одисси.
Среди ученых было много споров относительно времени существования мохиниаттам. Большинство соглашается с тем, что этот танец обрел законченную форму в XVI в. во время правления махараджи Свати Тирунала. Махараджа Траванкора был известным покровителем искусств и приглашал ко двору актеров, певцов и танцоров со всей страны. В этот период он приглашал также квартеты из Тамил Наду, в которых были известные преподаватели бхаратнатьям, это повлияло на формирование локальных танцевальных стилей. Махараджа поклонялся богу Падманабхе и написал много крити, падам, варнам и других произведений, посвященных этому богу. Они были положены на музыку карнатик. Падам, сочиненные Махараджей, составляют часть обычного репертуара мохиниаттам.
Только в XX в. мохиниаттам получил мощный стимул к развитию. Это произошло благодаря Махакави Валлатхолу, который основал институт Керала Каламандалам. Он пригласил трех танцоров, которые занимались мохиниаттам, в качестве преподавателей. Это были Кальпуратте Кунджукутти Амма, Тоттачери Чиннаму Амма и Кальяни Кутти Амма. В тот период мохиниаттам начал обретать своеобразие и индивидуальность, постепенно освобождаясь от влияния бхаратнатьям.
В настоящее время в стиле мохиниаттам существуют различные школы, но все они в своей основе имеют народные танцы штата Керала. Каждый классический индийский стиль танца находит истоки в местном народном искусстве и подвергается влиянию социальных, политических и религиозных факторов, характерных для данного региона. Однако все стили индийского танца тесно связаны с древними традициями и указаниями, собранными в «Натьяшастре». Трактат о драматическом и театральном искусстве «Натьяшастра» охватывает почти все сферы, имеющие отношение к танцу. Около III в. н.э. Нандикешварой был написан трактат «Абхиная Дарпан», которому тщательно следуют исполнители бхаратнатьям. В этой книге дается описание хаста (жестов), пада бхеда (позиций ног), гата (сценических походок) и т.д.
Описание мохиниаттам будет неполным, если не упомянуть «Баларамабхаратам». Автором этого произведения является Махараджа Картикарунал Рама Варна, он потомок южноиндийских правителей, оказывавших поддержку деятелям литературы и искусства в XVIII в. Махараджа был известным поэтом, но его выдающийся талант распространялся не только на литературу, но также танец и музыку. Его книга дает детальное описание технических аспектов мохиниаттам. Он подробно рассказывает о хаста (жестах), анга (движениях головы, кистей рук, груди, бедер), пратьянга (движений рук, спины, живота, ключиц, ног). «Баларамабхаратам» — признанный авторитет среди ведущих танцоров и исследователей мохиниаттам.
В этом стиле выступают только женщины. Известные преподаватели этого стиля: Шри Кришна Паниккар, Гуру Гопинатх, Кальяни Кутти Амма, Гуру Кунджан Паниккар, Коччху Кунджи Амма, Шантарав, Рагхаван Найар и его ученик Канак Реле.