Народный театр в Индии очень разнообразен. В западноиндийском штате Гуджарат это – бхаваи. В течение девяти ночей перед дасерой (великим индуистским праздником, которому предшествует фестиваль наваратри), бхаваи играется перед храмами Богини Матери Амбы. Интересной особенностью бхаваи является декламация актёрами ритмичных слогов и использование поэзии в диалогах. И всё это во время танца.
Хотя джатра в Бенгалии, штате на востоке Индии, и не является видом танцевального искусства, она использует танцы и музыку в своих повествованиях. В них стали преобладать истории из бхагаваты после великой волны бхакти (индуистского учения о преданности), поднятой Шри Чайтаньей в XV и XVI веках. Он танцевал и пел, служа Господу Шри Кришне, и очень многие более поздние литературные труды основаны на событиях из жизни Господа.
Аналогично, в юго-западном штате Махараштра, фольклорная форма тамаша стала особенно процветать во время царствования Баджи Рао II. У танцоров тамаши свой собственный стиль, дерзкий и красноречивый. Тамаша – самый популярный развлекательный стиль.
Однако наиболее популярной формой народных представлений была и остаётся лила – музыкально-танцевальная драма, повествующая об играх Кришны и слуг из Его ближайшего окружения. Чем занимается Бог? Он управляет миром или наказывает грешников и награждает послушных праведников? Религиозная философия Индии дала своеобразный и очень оригинальный ответ на этот вопрос. Бог погружён в Игру, свои прекрасные развлечения. Народный театр отражает это философское положение в своих бесчисленных постановках, посвящённых лилам – прекрасным играм Бога. Как правило, лилы основаны на эпических произведениях: «Махабхарате», «Рамаяне», Пуранах. «Махабхарата» посвящена истории противоборства двух ветвей великой династии Бхаратов: – сынов Дхритараштры и сынов Панду. Затейливая и долгая история со множеством хитрейших ходов сюжета приводит к грандиозной битве на поле Курукшетра, в которой погибают большинство воинов обеих сторон. В этой битве сыны Панду были бы обречены, если бы не их помощник – Кришна, благодаря которому благочестивый род Панду одерживает победу, но вкус её горек: множество друзей и родных полегло в ужасном сражении. В Индии очень ценят «Махабхарату» и многие истории из неё знают наизусть с самого детства. Спектакли собирают множество зрителей. Часто пьесы проходят без декораций, но актёры наряжаются в красочные индийские костюмы. Персонажи пьес, знакомые по рассказам матерей, встречаются восторженно. Не меньшей популярностью пользуется и другой эпос – «Рамаяна”, посвящённый деяниям Рамы – воплощения Кришны – и Его победе над коварным демоном Раваной. Пьесы об играх Кришны называют кришна-лилой, а Рамы – рама-лилой.
На юге страны сакральный театр основан на декламации санскритских шлок – стихотворных текстов, написанных определённым размером. Читают их особые жрецы – чакиары. Как правило, чакиары также были и переводчиками, объясняя события на языке местных жителей: простой народ не знает санскрита – языка браманической учёности. Позднее вместо жрецов стали выступать профессиональные актёры, исполнявшие те же функции. Такого рода постановки известны под именем кутияттам (санскр. «коллективный танец»).